Saturday, January 15, 2011

Денис Драгунский: о вежливости, этнография и антропология

Еще вот, захотелост прокомментировать в ЖЖ Дениса Драгунского:

clear_text: этнография и антропология

Трудно понять, что вызвано потерей культуры, а что -- просто другая культура. Это как в тюрьме: слова другие, но кодекс поведения, сколько можно судить по тому, что приходилось читать, значительно более жесткий, чем на воле. А что, собственно, такое вежливость? Правила поведения. Остальное, видимо, наше wishful thinking: хочется (или не хочется) думать, что человек не желает зла, хочется (или не хочется) искать оправданий и т.п.

И вот, если вы убеждены, что мир is going to hell in a handbasket, "валится в тар-тарары в маленькой корзинке(?)", по милому английскому выражению, то каждый невежливый молодой человек видится как подтверждение этого тезиса. Те же, кто смотрит на вещи с надеждой и без боязни, скажут, что у него просто другая культура, и свои висящие ниже гениталий штаны и надетую набекрень бейсбольную кепку он подбирал не менее тщательно, чем лорду дворецкий -- панталоны, подбирал, наверное, под цвет своей надетой "навыпуск" футболки... Интересно было бы узнать у специалистов, возможен ли тут "чистый" эксперимент?

Что же до лагерной культуры как источника... "После того" не значит -- "в следствии того". Опять-таки, возможны ли здесь исследования и проверяемые эксперименты?

Лично я думаю, что, имея в виду тот самый "контекст", дело не в том или ином слове. На самом деле, насколько я понимаю, большинство ищет ответа на другой, тоже вечный, вопрос: становятся ли люди лучше или хуже? Действительно ли американцы и англичане добрее или они притворяются? Мой личный ответ: люди, по существу, меняются мало или не меняются вовсе (и то сказать, чего только не было в истории -- люди давно бы уже испортились совсем, если бы вообще могли испортиться); дело в обстоятельствах, которые "вытрясают" из них плохое или хорошее. А -- действительно, остро ощутимая! -- разница в том, как, в массе, ведут себя социально адаптированные жители Сев. Америки и России, объясняется, по моему мнению, тем самым "обстоятельством": уровнем агрессии в обществе. Но эта разница по существу много меньше, чем по виду, и может быстро исчезнуть. Некоторые вспомнят недавнюю историю с затоптанными насмерть в Walmart в день послерождественских скидок.

Есть еще другая особенность, леж ащая в несколько другой плоскости: формы вежливости, соответствующие формам культуры. Аристотель, кажется, писал, выражая всеобщее тогдашнее убеждение, что люди делятся по своей природе на рабов и господ. И доказательство того, что ты раб от природы -- в том, что ты рабом являешься, то есть выбрал такую жизнь вместо никакой. Стало быть, в таком обществе тот, кто претендует на то, чтобы считаться господином, должен непрерывно, ни секунды не расслабляясь, доказывать это своим поведением (не верить, не бояться, не просить...), тем сильнее, чем больше он в этом сам сомневается. Наоборот, там, где заведомо все -- господа, устанавливается "джентльменский" тип поведения, как мы его себе представляем. Тут, конечно, много ретроспективного упрощения: Людовик 14-й, наверное, показался бы нам спесивым хамом (чего стоит один портрет, где он грязный, обрюзглый старикашка, стоит с кокетливо отставленной ножкой). Думаю, что наиболее симпатичные особенности современного западного бытового поведения происходят от попытки построить культуру где все - сэры. Ну, тут я, конечно, забираюсь в дебри, в которые, не рискуя сломать себе шею, может забираться только историк или социолог.

No comments: